Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. На сегодняшний день известно, что праздник является не только важным элементом в развитии трудовой деятельности досуга. Роль праздников не сводится также к регулированию, ритмизации течения времени (хотя и это имеет огромное значение). Празднество является крайне важной первичной формой культуры человечества. Данную культуру нельзя объяснить практическими условиями
2
и целями труда социума, или биологической потребностью в праздничном отдыхе. Празднество всегда характеризовалось глубоким смысловым подтекстом. Современные историки, основательно проанализировав праздники, аргументировали чрезвычайную приоритетность самого праздничного поведения, которое дает людям эмоциональное удовлетворение. Любой праздник носит и роль психотерапии – это своеобразный катарсис. Очищение происходит потому, что в ходе праздника находится выход примитивным инстинктам, насилию, сексуальности, что в повседневной жизни обычно подавляется человеком. Особенно ярко это проявляется в ходе народных гуляний в истории, которые перерастали в мятежи и волнения. Тогда праздник становился специфичной формой выступления и выражения воли народа, предполагавшей ритуализированное поведение, что также являлось важным в жизни социума. В итоге, такие бунты заставляли проявлять уважение к неписанным правилам социума. Данные мятежи являлись способом укрепления локальной солидарности, были приоритетным социокультурным инструментом в формировании способности «жить вместе».
ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ЮБИЛЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И РОССИИ
1.1 Создание университетской юбилейной культуры за рубежом: XVI-XVIII вв
Характеризуя культурные импульсы, которые исходили и исходят от университетов, некоторые исследователи отмечают присущую университету «неизменную экстравертность» . Действительно, за довольно длительную историю, университеты выработали разнообразные формы саморепрезентации. Многие университетские ритуалы и символы, направленные на окружающее общество, пришли из Средневековья, культура которого была ориентирована на невербальное общение. В этом случае церемонии и ритуалы были в числе наиболее важных символических форм общения. Имея различные функции, они, прежде всего, отражали существующий порядок, иерархию и властные отношения. Но они, безусловно, также формировали образ самого университета, производили впечатление на многих людей (и входивших в университетскую корпорацию, и из внеуниверситетской среды).
3
1.2 Первые торжественные инаугурации российских университетов: XVIII в. «Татьянин день». Популярность университетских праздников среди горожан
Собственно первыми выраженными формами саморепрезентации университетов Российской империи стали торжественные инаугурации в момент открытия университетов, во многом являвшие собою подражания европейским торжествам подобного рода. Примером для российских университетов стала инаугурация в 1737 г. Гёттингенского университета. Этот праздник, с помощью которого новый университет торжественно объявил о себе остальному ученому миру, прошел с большой помпой и роскошью: были отчеканены памятные монеты, прозвучали речи профессоров, была исполнена кантата, специально написанная для этого композитором Г.Ф. Телеманом и т.д. Отчеты современников об этом празднике были напечатаны во многих брошюрах и периодических изданиях . Татьянин день: становление 12 (23) января 1755 года (день памяти святой мученицы Татианы и в день именин матери Ивана Шувалова) российская императрица Елизавета Петровна одобрила прошение Ивана Шувалова и подписала указ об открытии Московского университета, ставшего одним из центров русской передовой культуры и общественной мысли в России.
ГЛАВА II УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ И ЕВРОПЫ XIX-XX ВЕКА
2.1 Изменение роли университетских праздников в XIX в
С годами не только значение «приманок» на университетские акты, но и официальной части торжеств будет снижаться. По мере того, как будет увеличиваться количество выпускников университетов, празднование дня того или иного университета будет превращаться из мероприятия, имеющего важное государственное и местное общегородское значение, в событие скорее неформальное, корпоративное, день своей alma mater. В европейской университетской культуре XIX в. наблюдается такая же тенденция: в торжественные для университета дни студенческий праздник получал все больше значимости.
4
Это не значит, что официальная часть празднования уйдет в прошлое. Совсем нет. Но большее значение приобретет именно неформальная встреча в этот день выпускников, студентов и преподавателей. В том числе это касалось и тех выпускников, которые проживали в других городах. Впервые такое явление будет отмечено в конце 1850–х годов. В определенной степени оно может стать маркером нового этапа взаимодействия университета и общества: университет стал восприниматься как «свой». При этом отмечена специфика собственно российского варианта саморепрезентации университетов. Публичные университетские церемонии несли на себе печать покровительства особого толка: официальные университетские театрализованные торжества были неизменно связаны с личностью Государя (не случайно день рождения императрицы, 21 апреля, соединялся с годовщиной торжественного открытия Московского университета – 26 апреля, а окончание академического года приурочивалось к дню ее же восшествия на престол), непременным их атрибутом стали аллегорические композиции во славу императрицы – изображение Минервы (Афины), а затем (во времена Александра І) – фигуры Аполлона. Караул, ливрея швейцара – все это должно было придавать университету значимость учреждения государственной важности . По мнению И.П. Кулаковой, феодальный дух «просвещенного покровительства» особого, русского толка еще долго витал над университетом . Безусловно, особенности государственно-политического устройства не могли не оказывать влияния на формы саморепрезентации университета. Однако следует также признать, что чинопочитание, иерархизация были типичными явлениями и для европейской традиции. Исследователи отмечают, что «как во Франции, так и у австрийских Габсбургов, борьба за почетные должности и за место на церемониях распространялось на все административные институты» . Университеты Германии и в ХІХ в. организовывали собственные праздники в честь общенациональных торжеств, в число которых входили годовщины восшествия на престол, день рождения императора и день основания империи .
2.2 Официальное становление «студенческого дня»
Праздник «Татьянин день» также официально был установлен в 1850 году. Изначально в нём принимали участие лишь студенты Московского университета, впоследствии праздник распространился и на студентов других учебных заведений .
5
Уже к середине XIX века из праздника студентов и профессоров Московского университета Татьянин день фактически превратился в праздник российской интеллигенции. Празднование дня студента в Российской империи было шумным и весёлым. Поначалу этот праздник отмечали только в Москве, но в нём принимал участие практически весь город. Начинался праздник с проведения молебна в университетской церкви, потом в присутствии статусных гостей проводились официальные церемонии в здании университета. До своей гибели Великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной ежегодно посещал этот праздник. Существовало поверье, что если кто-то из студентов сможет заполучить цветок из букета, подаренного Великой княгине, то этот человек успешно сдаст экзамены.
ГЛАВА III «ДЕНЬ СТУДЕНТА» ПРИ ТОТАЛИТАРНОМ РЕЖИМЕ И В КОНЦЕ XX В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
3.1 Реорганизация университетов в приходом советской власти
После установления советской власти, университеты подверглись основательному реформированию. Университеты были объявлены не только орудием колониального угнетения, но и «цитаделями» буржуазнофеодальных порядков. В ходе так называемой «реорганизации» все они были существенно перепрофилированы. По сути, они превратились в специализированные педагогические учебные заведения, состоялось отделение «научной части» от учебной, были введены дискриминационные меры в отношении состава студентов и преподавателей, связанные с их социальным происхождением и политическими настроениями, на некоторое время перестала существовать система ученых степеней, государственное начало стало довлеющим, в системе управления утвердился принцип «единоначалия». Старые традиции были преданы забвению, поскольку острой критике подверглась сама идея университета. История советских университетов в значительной мере созвучна с тем, что наблюдалось в это же время и в Германии. В этом плане мы можем говорить об общих тенденциях в развитии университетов.
2.2 «Татьянин день» в XX веке
6
Активное восстановление многих традиционных форм саморепрезентации университетов наблюдается в 1980–х годах, а в постсоветский период становится повсеместным. Так, с 1980 г. благодаря Клубу ученых МГУ и Московскому дому ученых в Московском университете возобновится празднование Татьяниного дня. В начале 1990–х годов тот университет стал официально отмечать его как ежегодный праздник.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно утверждать, что российская юбилейная университетская культура претерпела определенную эволюцию. В Российской империи университеты сразу создавались как государственные, в них было слабо развито корпоративное начало, а корпоративная культура не имела глубоких корней. В советский период произошел «разрыв» в университетской истории, поскольку ожесточенной критике подверглась сама идея университета, а многие формы саморепрезентации были отвергнуты или существенно видоизменены. Хотя в последующем многие традиции стали восстанавливаться (и этому способствовали именно празднования юбилеев), однако идеологические и политические факторы предопределили специфику юбилейных торжеств. В постсоветское время многие университеты стали практиковать во время торжественных мероприятий ритуалы, свойственные «старым» университетам Европы: мантии, шествия, церемонии. Праздник «Татьянин день» также официально был установлен в 1850 году. Изначально в нём принимали участие лишь студенты Московского университета, впоследствии праздник распространился и на студентов других учебных заведений . Уже к середине XIX века из праздника студентов и профессоров Московского университета Татьянин день фактически превратился в праздник российской интеллигенции.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
7
1) Андреев А. Ю., Российские университеты XVIII–первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы, Москва 2009. 2) Андреев А. Ю. О начале университетского образования в СанктПетербурге//Отечественная История, 1998, № 5. 3) Вишленкова Е. А., Малышева С. Ю., Сальникова А. А., История университет акак история памяти корпорации//Ab Imperio 2004, № 3 4) Гиляровский В.А. Москва и москвичи. Мн., 1981. 350 с. 5) Ивонин Ю. Е., Универсализм и территориализм. Старая империя и территориальные государства Германии в раннее новое время 1495–1806. Универсальное и национальное. Бюрократия и придворное общество. Секуляризация 1803 г. и конец Священной Римской империи. Очерки, Москва 2009 6) Кулакова И. П., Университетское пространство и его обитатели. Московский университет в историко-культурной среде XVIII в., Москва 2006 7) Кулакова И. П. Спор о первородстве: 275 лет Санкт-Петербургскому университету//Вопросы Истории, Естествознания и Техники, 1999, № 3. 8) Летопись Московского университета: в 3 т. / под общ. ред. В.А. Садовничего и В.И. Ильченко. М., 2004. Т. 1. 622 с. 9) Маурер Т, Университет и (его) город: новая перспектива для исследования истории российских университетов. Университет и город в России (начало ХХ века), Москва 2009 10) Московский университет в воспоминаниях современников, Москва 1989. 11) Уваров П. Ю., Университеты Российской империи глазами медиевиста (в защиту «идола истоков») //Диалог со временем 2001, № 7. 12) Рингер Ф., Закат немецких мандаринов: Академическое сообщество в Германии. 1890–1933, пер. с англ. Е. Канищевой и П. Гольдина, Москва 2008 13) Руга В., Кокорев А.. Москва повседневная. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 17. — 282 с. 14) Цимбаев К.Н. Реконструкция прошлого и конструирование будущего в России XIX века: опыт использования исторических юбилеев в политических целях // Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом /отв. ред. А.Н. Дмитриев. М., 2012. С. 475–498. 15) Шевырев С. П. История Московского университета, написанная к столетнему его юбилею. 1755–1855, Москва 1998 16) Becker T., Jubiläen als Orte universitärer Selbstdarstellung. Entwicklungslinien des Universitätsjubiläums von der Reformationszeit bis zur Weimarer Republik, [w:] Universität im öffentlichen Raum, Basel 2008, с. 88.
8
17) Ditzhuyzen R., Selbstdarstellung der Universität. Feiern und Zeremoniell am Beispiel der Doktorpromotionen, [w:] Universität im öffentlichen Raum, Basel 2008